Как выбрать велосипед?
У велосипеда хватает несомненных достоинств. Его не требуется заправлять, тратить финансы на постоянное обслуживание, искать парковку. Разнообразные модификации позволяют использовать двухколесный транспорт для путешествий, развлечения, поездок на работу, поддержания здоровья. При этом современные модели делают доступными даже бездорожье или холмистые тропки. Требуется выбрать экземпляр, максимально приспособленный для конкретного применения.
Как выбрать велосипед?
У велосипеда хватает несомненных достоинств. Его не требуется заправлять, тратить финансы на постоянное обслуживание, искать парковку. Разнообразные модификации позволяют использовать двухколесный транспорт для путешествий, развлечения, поездок на работу, поддержания здоровья. При этом современные модели делают доступными даже бездорожье или холмистые тропки. Требуется выбрать экземпляр, максимально приспособленный для конкретного применения.
Какой класс велосипеда подойдет лучше всего?
Деление на типы в значительной мере условно, но по назначению выделяют четыре основные группы:
· городской, он же дорожный;
· шоссейный;
· MTB (иначе называемый горным);
· BMX (также зовущийся трюковым).
Кроме основных видов, нередко определяют более узкие промежуточные подтипы, например, туристические, гибридные, круизеры и т.п.
Чтобы правильно подобрать образец, прежде всего стоит понять, где и каким образом он будет использоваться. Это поможет купить оптимально подходящий вид, полностью отвечающий стоящим перед ним задачам.
Городской (дорожный)
Самая распространенная группа – городские. Они оптимально приспособлены для передвижения в условиях города, т.е. по асфальтированным дорожкам, тротуарам. Главные свойства – практичность, хороший уровень комфорта.
Посадка наездника прямая благодаря тому, что руль поднят выше седла и есть возможность регулировки. Сидение упругое, широкое. Не менее половины марок оснащены дугообразной рамой с низким профилем. Это сделано для удобства посадки в обычной одежде. Особенно существенно это для женских моделей – в платье забираться на железного коня с другой рамой будет неудобно.
Количество скоростей колеблется от 1 до 8. Чаще всего из 3, чего достаточно для большинства пользователей. Обязательно наличие крыльев, закрывающих шины и кожуха цепи. Они нужны, чтобы на одежду не попадала грязь, брызги при движении в сырую погоду. Движение по тротуарам подразумевает необходимость звонка. Для удобной посадки требуется подножка. Байк для города часто используется для поездки на работу, в магазин, что делает необходимым наличие багажника или корзины.
Рассчитаны городские машины на ровные дороги, включая укатанную грунтовку. Для катания через бордюры, по неровностям они не приспособлены из-за того, что этот класс байков или без демпферов, или ими оснащены только передняя стойка. Ведущие звездочки с цепью рассчитаны максимум на невысокие подъемы. При попытке забраться на крутой склон есть риск поломок. Кроме того, это физически трудно сделать.
Зато байки для города доступные по цене. Для удобства выпускаются складные конструкции. В сложенном виде изделие становится компактным, что позволяет комфортно передвигаться с ним по лестнице, в лифте, укладывать в багажник или передвигаться на общественном транспорте.
Круизер
Такое название получил подкласс стальных коней для городских условий, имеющий внешнее сходство с мотоциклом. Предназначен он, прежде всего, для продолжительных прогулок.
Особенности: каркас с особой формой, удобное седло, штурвал изогнутой формы с нижним расположением рукоятей.
Часто такой вид транспортного средства покупают из-за его внушительного внешнего вида.
Шоссейный
Велосипеды подобного рода относятся к спортивным. Их назначение – гонки по ровной дороге с асфальтовым покрытием.
Посадка водителя растянутая, вытянутая в сторону движения. Так происходит из-за того, что седло находится по горизонтали примерно на уровне рукояток, причем они выгнуты вниз в виде «рогов барана». При такой езде ладони наездника находятся ниже сидения. Сделано это для снижения аэродинамического сопротивления воздуха при быстром движении за счет уменьшения площади тела водителя в направлении движения.
Шоссейные велосипеды также отличаются облегченной основой (обычно ее делают из карбона или алюминиевых сплавов), большими колесами диаметров в 28 дюймов. Шины применяются узкие с высоким давлением. У байка данного класса полностью отсутствуют подрессоривание, поэтому кататься на нем даже при небольших неровностях крайне некомфортно.
Горный
В последние годы маунтибайки (MTB), что в переводе на русский значит – горный велосипед, стали самым популярным видом. Это класс мускульного транспорта, который изначально рассчитан для езды по бездорожью, подъему и спуску по дорогам с большим уклоном. Благодаря этому на нем оказалось удобным передвигаться по городу. Горные образцы легко преодолевают такие препятствия, как бордюры, позволяют кататься по пересеченной местности в парках. Не препятствие для них трасса, покрытая щебенкой. Благодаря широким шинам такой экземпляр не боится грязи.
Есть недостатки – тяжелее набирается разгон, нужно прилагать больше усилий по сравнению с «горожанами» или «туристами». Зато большой диапазон передач позволяет без особого напряжения подняться по крутому склону, а действенные амортизаторы поглощают толчки от ухабов и неровностей трассы. В зависимости от конструкции демпферами оборудуются 2 колеса или только одно.
По цене маунтбайки довольно дорогие, значительно превосходя «горожан» и круизеров.
Туристический
Особый подкласс, созданный специально под потребности путешественников. Байки для туристов рассчитаны на дальние путешествия и перевозку багажа, имеющего большие габариты.
Ярко выраженного стандарта у подкласса нет. Конструкция различается в зависимости от назначения. Поэтому, прежде чем покупать мускульное ТС, нужно выяснить условия предполагаемого путешествия. Значащие аспекты: дальность экспедиции, характер трассы, количество и масса груза. Исходя из ответов на поставленные вопросы, подбирается модификация с соответствующими характеристиками.
Например, для длительного странствия по качественной магистрали с большим багажом лучшим выбором будет «классический турист». Его характерные черты – удлиненная форма, вытянутые задние перья. Заднее колесо находится дальше, чем на обычных велосипедах. Это сделано специально – так удобнее расположить и закрепить груз, он не мешает водителю. Педали вращать становится легче, снижается тряска при проезде препятствий. Ко всему прочему, велосипедист меньше устает, что позволяет легче преодолевать длительные отрезки пути.
Недостатки классической конструкции в том, что транспорт становится менее маневренным, хуже входит в повороты.
Для гористой, лесной местности или дорог, изобилующих препятствиями, разумнее подобрать изделие, более напоминающие горные схемы. Можно доработать классический MTB, добавив багажник для вещей. Багажники с комплектом крепления для горных машин продаются в специализированных магазинах, можно их заказать через интернет.
Адаптированный для пересеченной местности «турист» будет более маневренным, легче управляться. Происходит это за счет меньшего расстояния между ступицами, меньшего угла наклона вилки. Но на таком транспорте габаритный багаж разместить не получится, придется уменьшать груз. Хотя на таком байке будет легче брать подъемы, быстро ускоряться, но затраты усилий тоже увеличатся. Проделывать такие же длительные участки, как на «туристе» будет нельзя. Поэтому близкий к горному вариант больше годится для небольших путешествий.
Чаще всего используется рулевой штурвал прямой формы, но встречаются образцы с «рогами барана». Удобство последних в том, что получается изменять хват. Такая возможность снижает нагрузку на мышцы рук, спины, позволяет долго ехать с приличным темпом.
Величина колес используется различная. С одной стороны, большой диаметр – это увеличение резвости, с другой, хуже возможности перевозки. Большие изделия затрудняют посадку, если человек небольшого роста. Поэтому нужно подбирать баланс, который будет различаться для каждого велосипедиста.
«Туристы» обязательно оснащаются эффективными тормозами, что жизненно необходимо для перегруженной багажом машины. Лучший выбор – гидравлическая тормозная система дисковой формы. Она требует меньших усилий, надежна.
Еще один момент – система передач. У предназначенных для туризма их изрядное количество, это помогает легче разгоняться на прямой дороге, подниматься в гору, в том числе на затяжном подъеме. Машины для путешественников оснащают полезными аксессуарами, в частности, дополнительными багажниками спереди, держателями фляг или бутылок с водой, фонариками для освещения дороги в темноте и т.п.
Гибридный
Еще один подкласс, заполняющий промежуток между городским и горным классами. К нему обычно относят маунтбайки, оборудованные более легким каркасом, чем традиционные MTB. Покрышки используются более узкие.
Гибридные велосипеды отлично приспособлены к условиям города. Они позволяют кататься по заасфальтированным дорожкам, но не менее эффективны при преодолении бордюров, на грунтовых тропинках в парках, на пустырях. По грязи, песку проходимость у них хуже, чем у марок для гор за счет узкого протектора. Амортизатор у гибридов за редким исключением только на стойке спереди. А вот подъем он берет не хуже настоящего MTB благодаря такому же количеству передач.
Трюковый
BMX – это байк, который вообще не предназначен для прогулок. Звучит парадоксально, но это именно так. На этой двухколесной машине поехать куда-нибудь сравнительно далеко было бы сущим мучением. Хотя у циркового моноцикла по комфорту он бы выиграл.
Данный класс приспособлен для экстремальных трюков, в том числе на специальных эстакадах. Отличительные особенности класса: мощная, но легкая рама, сделанная из спецсплава (алюминиевый, а иногда титановый), обода и шины очень широкие, обеспечивающие хорошее сцепление с дорогой. Сидение у трюкового экземпляра находится ниже, чем рукояти, поэтому посадка спортсмена прямая. Коробки скоростей нет, поэтому она всего одна.
Амортизатором оборудуется только стойка спереди, причем исключительно на моделях для начинающих. Профессиональные трюкачи обходятся без этого приспособления. Тормоз используется ручной.
На BMX устраиваются зрелищные шоу. Спортсмены с опытом в состоянии выполнять впечатляющие прыжки, сальто, поворачиваться на месте, выполнять другие цирковые элементы прямо на велосипеде.
Как выбрать велосипед для ребенка
Выбор детского велосипеда имеет свои особенности. Главные критерии – это рост ребенка и его возраст. В отличие от взрослых моделей, где выбирается в первую очередь размер рамы, в детских наиболее важен диаметр колес. Как он выбирается, показано в таблице:
В первую очередь нужно ориентироваться на рост, возраст вторичен.
Размер рамы – второй критерий подбора. Оптимально, если рука ребенка от кончика пальцев до локтя точно равняется расстоянию между рулем и сидением.
Но, учитывая, что рост будущего наездника продолжается, допустимо чтобы рама была на пару сантиметров больше.
А вот брать аппарат с большим диаметром колес нельзя – ребенку будет сложно справиться с таким транспортом. Особенно это важно для самых юных велосипедистов. Нужно, чтобы верхняя планка рамы была выше на 6-10 см паха ребенка. Такие параметры обеспечивают безопасное соскакивание без риска упасть.
Не берите велосипед без примерки. Ваше чадо должно посидеть в седле. Колени не должны касаться руля, выпрямленные ноги доставать до педалей. Важно, чтобы стопа на педаль становилась средней частью. Если ребенок достает ее только носочками, попробуйте отрегулировать седло. Если не получается – смотрите другую модель.
Напоследок, поднимите седло и руль и прикиньте – получится ли у ребенка пользоваться велосипедом, когда он подрастет.
Другие типы
Существуют также другие группы двухколесных машин, но все они – это модификации рассмотренных выше основных классов. Такие экземпляры имеют или узкую специализацию, или предназначены для людей со специфичными запросами к технике. Чаще всего это спортивные снаряды для редких дисциплин.
В качестве образца можно привести даунхилл – байк для скоростного спуска по крутым склонам.
Также хороший пример – дирт-байк, представляющий собой трансформацию BMX для профессиональных спортсменов.
Пользоваться такими экземплярами, не имея наработанных навыков, полученных на базовых классах, не только затруднительно, но часто невозможно.
Подбор велосипеда по отдельным параметрам
Отнеситесь к выбору «двухколесного коня» с максимальной тщательностью. Только так вы не разочаруетесь позднее. Главный аспект – обращайте пристальное внимание на все важные узлы. Иначе сложиться ситуация, когда в целом вещь будет хорошей, но какой-то отдельный механизм испортит всю картину.
Амортизаторы
При условии прогулок исключительно по ровной поверхности, амортизация не требуется и даже мешает. Однако, чем более ухабистой становится дорога, тем труднее без нее обойтись. Особенно имеет значение она для людей с массой более 90 кг, предпочитающих быстрый темп движения. При спокойном темпе часто достаточно демпфирующих свойств сидения для поглощения толчков.
По оснащению амортизацией выделяют три группы моделей:
1. не оборудованные амортизаторами, они же жесткие (rigid);
2. только на переднем колесе (hardtale);
3. двухподвес – оснащены оба колеса (full suspension).
К моделям без амортизации относятся большинство «горожан», все трюковые, шоссейные, часть туристических. Жесткая подвеска передает все неровности трассы, но дает возможность развить максимальную динамику.
Имеющие передний амортизатор. В таком варианте делают горные байки для начинающих и среднего уровня, основное количество туристических моделей и гибриды. При подобной конструкции удары поглощаются демпфером, не передаваясь на сидение и руль. Управлять машиной становится легче, на неровной дороге штурвал не будет пытаться вырваться из рук.
Двухподвесные. Такое оснащение имеют маунтбайки высшего класса, чем обеспечивается наивысший комфорт при гонках по бездорожью. Но такое решение приводит к повышению веса изделия. Тратить физических усилий для передвижения придется больше, растет стоимость.
Эффективность амортизации определяется двумя параметрами: типом конструкции и расстоянием хода.
Под ходом понимают разницу максимальными сжатием и удлинением штока. Чем она выше, тем больший удар способно поглотить устройство. Но длинный ход требуется только для экстремальной езды. Обычно хватает средних показателей.
По принципу работы амортизаторы делятся на:
· пневматические;
· пружинно-масляные;
· пружинно-эластомерные.
В пневматических конструкциях демпфером является воздух. Позволяет регулировать жесткость, долговечен, не чувствителен к колебаниям температуры. Однако плохо выравнивает мелкую вибрацию.
В пружинно-масляных узлах для поглощения ударов используется жидкость. При сжатии масло перетекает в другую камеру чрез крупные отверстия, обратно поступая через меньшего сечения. В результате механическая энергия переходит в тепловую. Эта группа считается лучшей, но стоит дорого.
Пружинно-эластомерный вид наиболее распространен благодаря дешевизне. Схема включает пружину и стержень из эластичного полимера. Не любит отрицательных температур, наименее эффективен по сравнению с другими конструкциями.
Желательно, чтобы амортизатор был с возможностью блокировки. Такое решение позволяет легче передвигаться по гладкой поверхности, подниматься в гору. Лучше всего, если кнопка блокировки находится на руле.
Почему важен размер колес
Диаметр колес напрямую влияет на динамику, комфорт передвижения и управляемость транспортным средством. Взрослые модели комплектуются обычно колесами 26-28 дюймов. Чем больше размер – тем быстрее, плавнее движение, чем меньше – тем лучше управляемость.
Обращайте внимание также на параметры шин. Широкий протектор с рельефным рисунком имеет высокую проходимость, но снижает динамику. Для байков горной схемы берите шины от 2 дюймов шириной. Для «горожан» и «шоссейников» рекомендуются шины примерно в 1 дюйм. Для катания за городом рекомендуется в районе 1-2 дюйма.
Рама: материалы и выбор размера
Рама – это основа байка, собирающая его в конструктивное целое. Размер ее должен подбираться с учетом роста человека.
Каркас изготавливается из ряда материалов:
· сталь обладает наибольшей прочностью, легко рихтуется, сваривается, но более тяжелая, склонна к ржавлению;
· сплав из алюминия легкий, коррозионно-устойчивый, но ремонтируется сложнее, он дороже стали;
· карбон наиболее легкий, прочность равна алюминию, однако стоит дорого и практически не ремонтируется.
Форма рамы зависит от типа и назначения байка. Женские и городские модели имеют заниженную раму. Мужские – более высокую.
В правильно подобранном по размеру рамы изделии верхняя перекладина рамы должна быть выше уровня паха на примерно 10 см.
Если человеку подходят 2 размера, то при весе тела свыше 90 кг лучше брать меньший, до 90 кг – больший. Также важен стиль катания – при активном лучше выбрать меньший вне зависимости от веса велосипедиста.
Взрослому человеку не подойдет байк для подростка даже при подходящем размере – такие изделия рассчитаны на меньшую нагрузку, быстро сломаются.
Тормозная система
Используется 3 схемы тормозов:
· ножные;
· ободные (V-Brake);
· дисковые.
Ножные варианты устарели, сейчас встречаются только на детских марках, иногда на дорожниках. Они надежны, но малоэффективны.
Ободный тип приводится в действие рычагом на ручках. V-Brake хорошо подходит для условий города, но в дождь при резком торможении эффективность падает.
Тормоза дискового типа наиболее действенные. Они могут быть механическими и гидравлическими. Первый подвид приводится в действие тросиком при нажатии на рычаг на руле. Во втором прижатие колодки к диску обеспечивает тормозная жидкость. Гидравлика работает плавнее, надежнее, но дороже.
Трансмиссия и количество скоростей
У городских байков бывает 1-8 скоростей. Оптимальное число – 3. Изделие с одной скоростью неудобно, т.к. приходится на подъеме и разгоняясь очень быстро крутить педали.
Коробками с большим количеством ступеней оснащаются маунтбайки, гибридные, туристические модели, что позволяет экономить физические усилия.
Есть 2 типа многоступенчатых трансмиссий: звездчатая (перекидная) и планетарная. Последний механизм лучше защищен, цепь реже соскакивает, но он дороже и имеет небольшое передаточное число.
Перекидная трансмиссия дешевле. Количество ступеней достигает до 3-х десятков. Но гнаться за количеством не стоит. Даже профессионалы редко используют больше 10. Главное, чтобы ТС имело низкие, средние и высокие передачи.
Важный момент – тип переключателя перекидной трансмиссии. Они называются манетки, которые могут иметь разную систему. Gripshift (грипшифт) представляют собой вращающиеся цилиндры вместе с грипсами. Триггерные устройства состоят из 2-х небольших рычагов. RapidFire (рапид файр) – комбинированный механизм, объединенный с тормозными ручками. Симпатичнее всего выглядит грипшит, он компактный, но по ощущениям переключение недостаточно отчетливое. Профессионалы предпочитают триггерный механизм, как более информативный. Его недостаток в большей громоздкости.
Надеемся, что наша статья поможет сделать оптимальный выбор!